Как использовать кассу самообслуживания
Кассы самообслуживания — тренд последних лет в ритейле, который сохраняет актуальность. КСО помогают увеличить поток покупателей и прибыль магазина, поэтому этого тренда придерживаются даже небольшие магазины формата «у дома».
Длинные очереди на кассу заставляют многих покупателей оставлять товар перед кассой и уходить из магазина. С кассами самообслуживания им не приходится стоять в очереди с мелкими покупками, и магазин благодаря этому сохраняет покупателей.
Как работают кассы самообслуживания в магазине
Так же, как и обычные кассы, только без продавца. Кассы самообслуживания позволяют клиентам магазина обслужить себя самостоятельно.
Покупатели сами:
- сканируют товары;
- взвешивают весовые товары;
- применяют скидки;
- расплачиваются банковской картой.
Для работы КСО нужно специальное программное обеспечение. Обычно это кассовые системы, многие из которых умеют работать с самообслуживанием. Но есть софты с продвинутыми опциями, спроектированные специально для работы с самообслуживанием.
Они позволяют:
- выводить анимированные и голосовые подсказки для покупателей;
- распознавать товары по изображению для сокращения ошибок при взвешивании;
- показывать рекламу и сообщать об акциях.
Какое дополнительное оборудование может понадобиться для кассы самообслуживания
Существуют уже готовые решения касс самообслуживания с полным набором оборудования, но есть и варианты, позволяющие выбрать свой набор комплектующих в зависимости от задач бизнеса. Если это небольшой магазин, где в штате нет ассистента КСО, то из дополнительного оборудования можно установить встроенную видеокамеру. Она будет выводить изображение покупателя на экран, чтобы создать эффект видеонаблюдения, — это поможет дисциплинировать посетителей и предотвратить кражи.
А для крупного супермаркета, где большие объёмы покупок, рядом с кассами самообслуживания можно добавить полки для отсканированных товаров — так посетителям будет удобнее собрать покупки.
Как грамотно внедрить самообслуживание, чтобы КСО были популярны у покупателей
Чтобы кассы самообслуживания заработали эффективно, нужно:
- определить задачу, которую должны решить КСО;
- организовать маркетинговую кампанию;
- проработать изменения в системе безопасности;
- обучить персонал.
От постановки задачи зависит план действий по установке касс самообслуживания. Наиболее частая проблема — очереди в магазине. Внедрение самообслуживания нужно начать с самого проблемного магазина. Обычно это точки рядом с университетами, транспортными узлами и заводами — там максимальный трафик в рабочие дни. Для этого ритейлеры опрашивают директоров торговых точек, анализируют причины очередей: нехватка персонала или неравномерный поток покупателей. Такой анализ помогает понять, сколько касс самообслуживания необходимо магазину.
После того, как магазин выбран, и начался проект по внедрению касс самообслуживания, нужно организовать маркетинговую поддержку. Её главная цель — донести до покупателей, что кассы самообслуживания упрощают и ускоряют процесс оплаты. Один из способов это сделать — брендинг. Придумайте для зоны КСО название, которое указывает на скорость и простоту использования, например, «Быстрокасса». Название можно использовать в рекламе, навигации — так оно быстрее запомнится покупателям. Дополните название запоминающейся цветовой схемой или визуальным стилем.
Еще один важный шаг — подготовить персонал. Часто ритейлеры сталкиваются с проблемой — персонал негативно относится к кассам самообслуживания и считает, что киоски полностью их заменят. Тут поможет простой разговор с коллективом — объясните, что киоски самообслуживания не отнимут работу у кассиров, а позволят заниматься другими задачами. Кассиры смогут больше времени проводить в торговом зале и на складе: раскладывать товары, следить за ценниками и порядком. Всё это повысит лояльность покупателей. У некоторых кассиров появится новая функция — помогать покупателям на кассах самообслуживания. В качестве ассистентов они помогут покупателям быстрее научиться пользоваться новым оборудованием, чтобы те смело возвращались за покупками в зону самообслуживания. Не каждый кассир может стать ассистентом: эта работа требует общительности, внимательности и умения объяснять. На эту должность среди кассиров проводят отбор, а затем обучают лучших.