На главную
О компании

3 главных тренда в самообслуживании

14 Июня 2022

Первый прототип кассы самообслуживания появился в 1992 году. Покупателям нью-йоркского магазина Price Chopper предложили попробовать себя в роли кассиров: они выкладывали продукты на ленту обычной цифровой кассы, которая автоматически сканировала покупки, а потом сами их оплачивали.

На вебинаре мы разобрались, как КСО изменились с тех пор и что ждёт их в ближайшем будущем. Делимся главным с вами.

Лонгрид: время прочтения ˜5 минут

новость-КСО_2.jpg

От больших касс ― к киоскам

Тренд 2020‒2021

Изначально настоящие кассы самообслуживания были большими, серьёзными и дорогими устройствами, которые старались полностью заместить обычного кассира. В массивном корпусе скрывались блоки управления наличностью, денежные ящики, проверочные весы с огромной платформой, на которую клиенты выкладывали содержимое целых тележек. Обычно такие КСО были многопакетными: покупатели могли совершать здесь 50+ покупок.

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы. В первую очередь, она стала катализатором безналичных платежей: люди начали задумываться о том, что собственный пластик намного безопаснее бумажных денег. Она же повлияла на распространённость КСО ― сейчас в России нет ни одного региона, в котором люди не знали бы о существовании самообслуживания.

Со временем покупатели, которым не нравилось стоять в очереди с чихающими людьми, сами отрегулировали использование КСО. Теперь в зону самообслуживания всё чаще идут с экспресс-покупками, оставляя большие корзины для обычных касс.

Это повлияло на внешний вид и эргономику КСО: сейчас это достаточно компактные киоски, основная задача которых ― ускорить обслуживание в магазине. Тенденция к уменьшению площади и появлению программных решений, сокращающих время на покупки, сохраняется и сейчас.

Где воплощён тренд: КСО «Гермес» 

Киоски-трансформеры

Тренд 2021‒2022

Во многих торговых точках число покупателей очень сильно зависит от времени дня: утром и вечером в магазине собираются очереди, а днём он практически пустует. Понимание этой ситуации привело к появлению запроса на новую модель обслуживания. Ритейлерам, в первую очередь косметическим магазинам, хотелось оставить в магазине минимум сотрудников, чтобы днём, пока отдельные покупатели обслуживают себя сами, они могли заниматься выкладкой, а вечером переходили на кассы.

Так появились кассы, которые могут работать в режиме киоска, а потом переключаться обратно. Это может достигаться не только механически (когда продавец просто разворачивает устройство к себе), но и программно, переключением между разными режимами.

Тренд усилился, когда начали появляться более совершенные системы компьютерного зрения. В 2022 году видеораспознавание стало настолько точным, что система может сама подвести покупателя к выбору нужного товара, показав его на экране. Если оснастить киоск-трансформер камерой с такой технологией, потребность в помощи консультанта уменьшится в разы.

Где воплощён тренд: ErgoPOS

Взвешивание в КСО

Тренд 2022

Раньше к установке КСО нужно было серьёзно подготовиться: этикетировать все товары, установить в торговом зале весы самообслуживания, а в подсобке ― принтеры. Развитие кассовых систем привело к тому, что КСО начали постепенно забирать на себя часть функционала весов. В частности, серьёзно расширились пик-листы ― это позволило взвешивать в киосках фрукты, овощи и конфеты.

В 2022 году ритейлерам пришлось начать экономить этикетки. Это подстегнуло торговые сети пересмотреть существующие бизнес-процессы и чаще использовать КСО с опцией взвешивания товаров. Отказ от тотальной этикетировки товаров стал одним из самых серьёзных аргументов в пользу этого решения.

Где воплощён тренд: «СуперМаг УКМ 5»

Что ещё мы стали чаще видеть в зоне КСО:

●       touch-экраны,

●       рекламные ролики в режиме заставки,

●       брендированный интерфейс,

●       QR-оплату через СБП,

●       голосовую озвучку киоска.